22 ноября психологи России отметили свой профессиональный праздник. Дата была приурочена к годовщине Учредительного съезда Российского психологического общества, который состоялся в 1994 году. День психолога стали отмечать с 2000 года, но пока этот праздник не закреплен официально.
Психологи – люди, которые помогают изменить отношение к миру, научиться жить в гармонии с собой, превратить негатив в опыт, наладить отношения с окружающими, реализовать собственный потенциал. Если люди более старших поколений все еще настороженно относятся к психологам, считая, что психологические проблемы надо решать самостоятельно, то современные родители часто обращаются к ним за советом и помощью в воспитании детей.
Сегодня во всех образовательных организациях и центрах по работе с детьми работают психологи. Педагог-психолог Ольга Лаптева работает в отделе комплексного сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации Шумерлинского центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она является куратором по сопровождению замещающих семей Шумерли и Шумерлинского района.
Ольга родилась и выросла в Шумерле, в 2004 году окончила школу № 6. В выборе профессии сложности не было, так как она видела себя только в работе с детьми. В Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова девушка получила профессию педагога-психолога. Работала в детских садах города нянечкой, затем воспитателем. В 2010 году появилось место психолога в Центре соцобслуживания населения Шумерли, и Ольга, не задумываясь, перевелась туда. Здесь она стала сопровождать детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Знание их психологических особенностей помогло ей в дальнейшем при работе с детьми, воспитывающимися в детском доме. В 2015 году на базе Шумерлинского центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был создан отдел комплексного сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации, и педагог-психолог стала вплотную работать с родителями и приемными детьми из города Шумерли и Шумерлинского района.
В Шумерле в 71 замещающей семье воспитываются 82 ребенка, а в Шумерлинском районе — в 26 семьях 36 детей. 80 % приемных детей находятся под опекой бабушек и дедушек либо других родственников. Задача психолога – помочь замещающим родителям сохранить мир и взаимопонимание в семье, корректировать поведение детей. Для этого проводятся диагностики, консультации, различные психологические мероприятия, как с детьми, так и с опекунами. Как отмечает Ольга, чаще всего в приемной семье возникает недопонимание, когда дети достигают подросткового возраста. Старшему поколению становится трудно понять и принять особенности взрослеющих детей. В практике психолога случалось и такое, что опекуны звонили в 10, 12 часов ночи, советовались, как поступить, как разговаривать с детьми в кризисные моменты. У тех, кто прислушивался к советам, накал страстей спадал, и отношения переходили на мирные рельсы. Ольга признается, что в работе ей всегда было легче найти контакт с подростками, легче их понять, так как она всегда ставит себя на их место и с этой позиции смотрит на проблему.
Ольга отмечает большую пользу «Школы приемных родителей» для семей, желающих взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Здесь психологи раскрывают все особенности воспитания приемных детей. После прохождения обучения приемные родители начинают понимать, что их ждет, с чем они могут столкнуться: кто-то утверждается в мысли об опекунстве, кто-то откладывает, но все начинают понимать — какое это ответственное, тяжелое, но благородное дело — быть опекуном. После прохождения школы будущие родители перестают смотреть только на внешнюю характеристику нового члена семьи. Если некоторые сначала предъявляют требования, что им нужна девочка определенного возраста, с такими-то глазами и волосами, то после прохождения обучения понимают, что это второстепенно. Главное, на что надо обращать внимание, — это внутренний мир ребенка, который зачастую оказывается очень сложным.
Психолог выделяет два типа семей: открытых и закрытых. Первые всегда советуются, держат в курсе отношений с детьми, приглашают в гости. Здесь психологу легко прослеживать состояние детей, при необходимости корректировать их поведение. А закрытые семьи, в основном, варятся в собственном соку, и не раз получалось так, что обращались они за помощью уже с запущенной психологической проблемой в кризисный момент.
Иногда родители, столкнувшись с серьезными проблемами при воспитании детей, задумываются об отказе от приемного ребенка. Но, детально разобравшись, распутав нагромождение чувств, причин и следствий, они понимали, что отказываться и не хотели, просто в трудный момент им нужна была поддержка. Ольга с радостью идет на помощь. Конечно же, приятно получать в ответ слова благодарности от опекунов, которым её советы помогли наладить отношения с детьми.
В конфликтных ситуациях психолог почти всегда встает на защиту ребенка, потому что знает: у этих детей больше защитников нет. Часто в семьях возникают проблемы, когда взрослые начинают сравнивать детей с другими, воспитывать в них то, что в них самих не воспитали родители. В таких случаях психолог напоминает взрослым, что нужно стараться принимать детей такими, какие они есть, со всеми особенностями характера и багажом психологических проблем. Любить, понимать, принимать – другого рецепта нет, считает Ольга. По ее мнению, взрослые должны быть мудрее в отношениях: где-то идти на уступки, где-то простить, где-то дать право на очередную ошибку, не уставать показывать детям свою заботу и любовь.
«Считаю свою профессию полезной и нужной, так как она помогает мне приближать детей к счастью, — говорит Ольга. – И пусть мои вложения в детей проявятся не сразу, я уверена, что в глубине души все равно останется след, который потом обязательно даст результат. Многим, кого я сопровождала, уже по 19-21 году. Звонят, хотят встретиться. Кто-то просто соскучился, кто-то хочет попросить совета, проконсультироваться. И я искренне радуюсь за их успехи, никогда не отказываю в помощи и в поддержке».
Зачастую кропотливый труд психолога в поисках ключика, подходящего конкретному ребенку в конкретной ситуации, незаметен. Педагог-психолог признается, что для этого приходится постоянно изучать литературу, применять разные методики, варьировать. И если в жизнь этих детей с непростым детством она сможет внести хоть немного радости и света, то все усилия были сделаны не зря.
В свободное время Ольга любит заниматься рукоделием: шить, вышивать, вязать. За любимым хобби вся усталость, весь груз, полученный за день, улетучиваются.
С легким сердцем приступает она к новому дню, к любимой работе, к тому, к чему лежит ее душа. Помогать людям так приятно, признается педагог-психолог.
Марина Ветликова.