История создания десантного планёра Г-11 началась 7 июля 1941 года, когда ОКБ-28, руководимому В.К. Грибовским, было выдано задание на создание транспортного планёра, способного перевозить 11 солдат с полным вооружением. Подобные задания получили и другие конструкторские бюро. Планёр Грибовского получил шифр Г-29 - по числу созданных ОКБ-28 конструкций, однако позже был заменен на Г-11 - по количеству перевозимых бойцов. Иногда применялись обозначения Гр-11 и Гр-29. Первые чертежи планёра передали в цех уже 11 июля. А 2 августа опытный образец Г-11 в основном был построен. 1 сентября 1941 года провели первые полеты, а спустя пару недель последовало решение о передаче планёра для серийного производства на два чувашских деревообделочных предприятия: в Шумерле (завод № 471) и в Козловке (завод № 494). Строились Г-11 из дерева, для взлета использовалось неубираемое шасси, для посадки - лыжа. По сравнению с самолетом планёр имеет целый ряд недостатков. В первую очередь, это невозможность взлетать самостоятельно: планёр можно запустить с помощью другого летательного аппарата, наземной лебедки, порохового толкача или, например, катапульты. Второй минус - серьезно ограниченная дальность полета. Дистанция полета обыкновенного планёра даже сегодня едва ли превышает 60 км. Еще один значимый минус - ограничение по массе. Чем тяжелее планёр, тем хуже его летные характеристики, поэтому обвесить подобную машину вооружением от кабины до хвоста не получится. Тем не менее плюсы - бесшумность, дешевизна и простота в изготовлении - всегда привлекали военных инженеров.
Выпуск Г-11 нарастал до июня 1942 года, когда стало ясно, что военным просто не нужно такое большое количество десантных планёров. В результате деревянные планёры, рассчитанные, по сути, на один боевой вылет, часто зимовали под открытым небом, что приводило их в негодность. Не хватало также самолетов-буксировщиков и летчиков-планеристов. Решение о прекращении выпуска Г-11 было принято в 1942 году, после постройки 138-ми Г-11 на заводе в Шумерле и 170-ти планёров на заводе в Козловке. В 1943 году положение на фронтах улучшилось, наладилось снабжение партизан с помощью планёров, так что производство Г-11 решили восстановить, уже на рязанском заводе. Туда из Тюмени перевели один из заводов, на котором Грибовский стал главным конструктором.
Современным шумерлинцам представить, как выглядел Г-11, несложно. В нашем городе установлен монумент планёра на улице Ленина, в сквере напротив ОАО «Комбинат автомобильных фургонов». Данный монумент является объектом культурного наследия местного значения. Также в Шумерлинском историко-краеведческом музее есть макет планёра и интересные фотографии. Монумент был установлен 27 июня 1987 г. в память о земляках, тружениках авиационного завода № 471, и воинах планеристах-десантниках.
В Шумерле в честь конструктора В.К. Грибовского названа улица. В городском архиве есть выписка из протокола № 7 заседания исполкома городского Совета народных депутатов от 22 июля 1987 года, в которой говорится: «...В связи с предстоящей переписью населения в 1989 году, увековечения имен выдающихся личностей, а также упорядочения адресного хозяйства города, исполком городского Совета народных депутатов решил: 1. Утвердить изменения, принятые общим собранием жителей улиц Кутузова и Кутузова-2, и переименовать улицу Кутузова-2 в улицу В. Грибовского....»
Идея увековечения героического труда шумерлинцев по выпуску авиационной техники в годы Великой Отечественной войны и подвигов военных пилотов-планеристов принадлежала участнику Великой Отечественной войны А.В. Бурашникову (1922-1991), доценту Чувашского госуниверситета, кандидату технических наук. Эскиз монумента был разработан группой художников комбината автофургонов под руководством В.Р. Горбунова. По этому эскизу работники экспериментального конструкторского бюро КАФ В.А. Нестеров и П.А. Маркушин изготовили макет монумента в масштабе 1:2.
До сих пор Г-11 подставляет свои крылья ветрам, застыв в полете...
Подготовила Н. МАРКЕЛОВА, Шумерлинский народный историко-краеведческий музей.