Воспитание природой

Дошкольное детство - важнейший период становления человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре. Это возраст, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни: ребёнок переживает то, что с ним происходит, он определённым образом относится к тому, что его окружает.

В дошкольном детстве происходит становление самосознания: ребёнок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать своё место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно – природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей.

Базой экологического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются ростки любви к родной     природе, к окружающему миру, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, желание делать что-то своими руками. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Экспериментирование, простые опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, понять существующие в природе взаимосвязи. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, желание сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы, упорядочивается опыт познания, постигаются способы установления причинно – следственных отношений.

Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребёнка. Очень важно вызвать у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения, эксперименты.

Е.Мельникова