Однажды нам нужно было пришить оторвавшуюся пуговицу. Достали коробочку для рукоделия, где собраны нитки, пуговицы, бусинки, блестки. Варвара увидела эти «сокровища» и говорит: «Смотрите! Эти блестки – как звезды на небе!». Дети услышали эти слова, и у них начался разговор о небе, о звездах, о космических ракетах. Максим предложил сделать звездное небо, используя блестки.
Идея хорошая, решено было сделать аппликацию, но не обычную, из цветной бумаги, а из кусочков ткани, пуговиц и блесток. Работа началась! Нашли ткань лилового цвета – «небо», разноцветную – «земля», «звезды» — есть. Вырезали ракету с иллюминаторами из пуговиц. Получилась замечательная картина! Эту поделку мы решили отправить на Всероссийский творческий конкурс «Гагарин — первый в космосе!».
Фантазия – источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций. Фантазия – один из наиболее важных способов научиться вести себя в реальной жизни. Психологи считают, что для развития воображения необходимо эмоциональное общение со взрослыми, действия с предметами, разные виды деятельности.
Перед воспитателями всегда стоит важная задача по развитию творческого потенциала детей. В период от 3 до 7 лет развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Ребенок умнеет на глазах, постоянно любопытничает, фантазирует, сравнивает, обобщает, ищет причины и следствия, сочиняет, придумывает, проявляет способность к творчеству.
Фантазия, воображение у детей выполняют еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легкоранимую и слабозащищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
Н. Маркелова, воспитатель Шумерлинского центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.