Если ваш ребенок левша

Рекомендации по воспитанию и обучению леворукого ребенка

Не имея должного знания о природе возникновения леворукости и связанных с нею особенностях, взрослые порой оказывают детям медвежью услугу, переучивая их на праворукий лад. Как известно, леворукость является отражением сложившейся системы работы полушарий головного мозга, и принудительное изменение ведет к нежелательным последствиям. Переучивать леворукого ребенка – значит, изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и на здоровье в целом. Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой! Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте «не навреди».

.Не переучивайте насильно левшу — дело не в руке, а в устройстве мозга.

.Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

.Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.

.При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.

.Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического» полушария). Ругать их не только бесполезно, но и безнравственно.

.Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

.Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

.Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша; для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.

.Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

.Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство.

.Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте ему найти пути решения проблемы.

.Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

Н. Игнатьева, педагог-психолог Шумерлинского центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.