В класс пришёл приёмный ребёнок!

Когда в школу приходит ребёнок, переживший потерю семьи и пребывание в детском доме или в центрах реабилитации педагога зачастую охватывает волнение, растерянность, а то и страх: «Чего ждать от этого ребёнка? Чем он отличается от «домашних» детей? Будут ли с ним особые проблемы?». Замещающие родители обычно взволнованы не меньше: «Как примет учитель нашего ребёнка? Вдруг предвзято к нему отнесётся, не поймёт, невзлюбит?»

В помощь школьным учителям была выпущена удивительно тёплая, позитивная книга «К вам в класс пришёл приёмный ребёнок», полная простых объяснений трудного поведения детей-сирот и написанная лёгким доступным языком. Автор книги – опытный психолог, специалист по семейному устройству детей, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.В. Петрановская.

Цель книги «К вам в класс пришёл приёмный ребёнок» – дать возможность педагогам лучше понять, почему приёмные дети (дети-сироты) ведут себя определённым образом (этой теме посвящена глава «Почему он такой» и как им можно помочь вести себя иначе (глава «Переходим к делу»). В качестве примеров в книге подробно рассмотрены пять типичных историй детей, прошедших через сиротское учреждение, даны объяснения, что происходит с ребёнком с точки зрения психологии и что взрослые могут сделать, чтобы ему помочь (глава «Как это бывает»).

Часто складывается такая ситуация, что от учителя все (родители, педагогический коллектив, общество в целом) требуют очень многого и работу его оценивают по всей строгости. А помочь, посоветовать, как решать ту или иную проблему именно с приёмным ребёнком, некому. В обществе огромное количество неравнодушных людей, у которых есть желание помочь таким ребятам. Как отмечает сама Л. Петрановская таким детям важны одобрение и поддержка.

Автор книги отвечает на самые наболевшие вопросы родителей, например: «Наш сын на будущий год идёт в первый класс, как с самого начала наладить контакт с учителем?», «У меня трое приёмных мальчиков школьного возраста. Главная проблема – общение со сверстниками», «Мы забрали дочку из детского дома в середине учебного года, в разгаре адаптация и к семье, и к новой школе. Как помочь, поддержать?», «Мой мальчик – первоклассник, у нас уже возникли проблемы с педагогом», «Как дочке защитить себя, если вдруг её будут дразнить приёмностью? Как научить правильно вести себя в такой ситуации?», «Как тактично подсказать ребёнку не распространяться, о своем сложном прошлом направо и налево, ведь многие воспринимают такую информацию неадекватно: вместо того, чтобы поддержать, начинают шарахаться от ребёнка, думать о нём плохо, будто он сам виноват во всём случившемся»…

В своей книге Людмила Владимировна напомнила замещающим родителям о том, что у детей, которые не получили в раннем возрасте запаса родительской любви, очень низкая самооценка, отсутствует вера в свои силы, в связи, с чем ребята очень чувствительны к негативным высказываниям в свой адрес, зависимы от оценки окружающих их людей. Петрановская Л. показала, насколько силен стресс ребенка, потерявшего кровную семью и не имеющего никакой возможности повлиять на собственную судьбу. Объяснила, что эмоциональное и психологическое развитие ребенка во время пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всегда идет замедленными темпами: он живет, будто бы затаившись в ожидании лучших времён, начиная наверстывать упущенное только в замещающей семье. Посоветовала, как преодолевать неизбежно возникающие в связи с этим проблемы, ведь в школе к ребенку будут предъявлять требования в соответствии с его физическим возрастом. Подробно разобрала случаи, когда ребята используют в качестве защиты неприемлемые с точки зрения замещающих родителей и общества, но вполне объяснимые психологами приёмы: обман и воровство. Подсказала, как ребятам наладить контакт со сверстниками и взрослыми.

БУ ЧР «Шумерлинский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Минобразования Чувашии Белова В.М., Т.А. Лукьянова